Аутсорсинг в России

Аутсорсинг в России

Под иностранным термином «аутсорсинг», которое все чаще мелькает в новостях и рекламных предложениях, скрывается один из секретов успеха бизнесменов в западных странах. Вспомните историю Альфреда Слоуна, который отвоевал автомобильный рынок Америки у Генри Форда. Последний создавал самодостаточную компанию, но в конце концов натолкнулся на невозможность развития без сотрудничества с другими бизнесменами. Первый же показал миру все возможности «аутсорсинга».

Что такое «аутсорсинг», и что он предлагает?

Аутсорсинг (от «out source» — «внешний источник») — передача отдельных (непрофильных) бизнес-процессов внештатным экспертам, специализирующимся именно на них.

Представьте себе предприятие по производству машин. Его профильная задача —  конструировать механизмы. Чтобы делать это качественно, ему нужны специалисты в производстве, оборудование, сырье… Но разве этого достаточно?

Предприятию нужно платить налоги, значит, ему нужен бухгалтер. Бывают судебные споры, значит, нужен юрист… Еще машины нужно продавать, — без менеджеров не обойтись. Каждому непрофильному сотруднику нужно платить, а значит, возрастают расходы. А если так, то и цена машины увеличивается, что дает преимущество конкурентам. Тут умный руководитель задумается над тем, как ему сохранить бизнес и сократить расходы. И заключит договора с внештатными специалистами — аутсорсерами.

Таким образом, аутсорсинг позволяет предприятию заниматься исключительно профильными задачами. Неосновные функции (бухгалтерия,  учет, юридическое сопровождение и др.) передаются «на аутсорсинг», то есть, внештатным компаниям или сотрудникам, специализирующимся в нужных направлениях.

Виды и формы аутсорсинга

Практика показывает, что к востребованным аутсорсинговым услугам относятся:

  • IT-сфера (включает передачу внештатным специалистам задач по обслуживанию компьютерного оборудования, разработке программного кода, обеспечению защиты от вирусов и хакерских атак);
  • производственная сфера (передача отдельных этапов производства, нужных компонентов сторонней компании-аутсорсеру);
  • финансовая сфера. Включает:
  • бухгалтерское направление (аутсорсеру передаются на постоянной основе ведение отчетности предприятия-клиента, сопровождение проверок контролирующими органами и др.);
  • инвентаризационный аудит (аутсорсер отвечает за полноценный сбор информации об имуществе и средствах клиента, и предоставление соответствующего отчета);
  • сфера управления персоналом. Включает:
  • подбор и найм сотрудников для компаний-клиентов кадровыми агентствами-аутсорсерами (HR);
  • заемный труд (лизинг персонала) — с 2016 г. в России запрещен;
  • сфера торговли (ритейл) — аутсорсерам передаются отдельные процессы, связанные с продажей товаров или услуг (транспортировка груза, фасовка и комплектация товаров, осуществление кассовых операций и др.);
  • юридический аутсорсинг — передача внештатным специалистам юридического сопровождения деятельности компании (консультирование, анализ договоров, представительство интересов в судах и перед органами государственной власти);
  • сфера сбытовых коммуникаций — аутсорсерам передаются телемаркетинговые функции и задачи по осуществлению/обработке телефонных звонков
  • другие формы.

В России распространен IT-, бухгалтерский и юридический аутсорсинг, набирает обороты ритейл. Первый развивается максимально стремительно, тогда как остальные набирают популярность постепенно.

Почему российскому бизнесу нужен аутсорсинг?

  1. Специализация.

Согласно принципу специализации, успешное предприятие — то, которое безупречно выполняет свою работу по конкурентоспособной цене. Особенно актуально это правило для малого бизнеса, который чаще всего погибает из-за обилия конкурентов.

Аутсорсинг позволяет передать неосновные функции внештатным специалистам. После этого  компания и ее сотрудники могут без опаски концентрироваться на профильном направлении деятельности — производстве, продажах и др.

  1. Экономия.

Опытные руководители давно поняли, что штатные работники — это огромные ежемесячные расходы. Конечно, толковый специалист, без которого не обойтись, «окупается». А как насчет штата экономистов, менеджеров, бухгалтеров? Это тоже затраты — на оплату труда, отпусков, взносов в государственные фонды, налогов… Малому бизнесу и частным предпринимателям с такими затратами остаться на рынке непросто.

Аутсорсинг — решение этой проблемы. Найм внештатных специалистов по договору сэкономит значительную сумму, которая пригодится для развития компании.

  1. Эффективность и контроль.

Вероятно, медленное развитие рынка аутсорсинга в России связано с боязнью потери контроля над отдельными бизнес-процессами. Многие руководители опасаются и утечки информации.

Объективная реальность такова: аутсорсинг более эффективный, нежели труд штатных работников.

Например, штатный бухгалтер, будучи обычным человеком, делает ошибки.  При проверках их находят, и предприятие получает штраф. Да, бухгалтеру придется нести  дисциплинарную ответственность, но от этого убытки предприятия не уменьшатся.  Если же некачественные бухгалтерские услуги предоставлены компанией-аутсорсером, то ущерб можно возместить по договору.

«Аутсорсинг» в России  — миф или реальность?

В России аутсорсинг распространен только в нескольких типах ведения бизнеса:

  • крупный и средний бизнес («большие» компании все чаще перенимают передовой опыт европейских коллег и отдают непрофильные части работы специалистам-аутсорсерам);
  • рынок IT (отечественные программисты, разработчики и другие работники этой сферы сами  являются аутсорсерами для западных компаний).

Общая статистика гласит, что лишь девятая часть предприятий малого бизнеса использует услуги аутсорсеров. Для объективного сравнения, в Европе этот показатель составляет больше 80%.

Причины недостаточно активного развития аутсорсинга в России

Как известно, в России аутсорсинг распространен не так сильно, как в странах Европы. Бизнесмены объясняют это следующими тезисами:

  1. Рискованность потери над важными сферами — бухгалтерией, юридическими аспектами работы предприятия (боязнь захвата компании рейдерами, банкротства).
  2. Наличие на рынке аутсорсеров -«пустышек», предоставляющих некачественные услуги.
  3. Отсутствие полных гарантий (среди всех аутсорсеров на рынке полную ответственность за предоставленные услуги берут на себя считанные единицы).
  4. нежелание изменять привычную «постсоветскую» модель бизнеса (аутсорсинг не является выгодным решением для компаний, чьи бизнес-процессы ведутся в тени).

Перспективы развития рынка аутсорсинга

Согласно данным портала Praxiscom, в 2015 году показатель  спроса на IT-аутсорсинг увеличился на 25%. В бухгалтерской сфере этот показатель вырос на 10%. В 2014 году общий показатель увеличения спроса на аутсорсинговые услуги составил 4,6 %. Все это свидетельствует о стабильном развитии аутсорсинга в условиях российского рынка.

После вступления в силу  Закона N 116-ФЗ от 05.05. 2014 г. в России установлены новые правила для аутсорсеров. Главное нововведение — полный запрет «заемного труда». Эксперты утверждают, что главным плюсом этого закона будет очищение рядов аутсорсинговых компаний от «пустышек», предоставляющих услуги ненадлежащего качества.

Несмотря на новый закон и продолжительный кризис, в 2016 ожидается постепенное увеличение объемов аутсорсинга — как внутригосударственного, так и международного. Прогнозируют увеличение спроса на услуги сторонних компаний и специалистов с хорошим портфолио.

Сообщите нам!

Ваше сообщение получено!