Что такое менеджмент?

Что такое менеджмент?

Предприятия не зря сравнивают с часовым механизмом — бизнес успешен тогда, когда все «винтики» и «шестеренки» исполняют свои функции исправно и четко. Поэтому в развитии компании ключевые роли отводятся правильному управлению — менеджменту. Он касается практических всех сфер и процессов, происходящих в бизнесе. И если менеджмент качественный, соответствует потребностям компании, то достигать поставленных бизнес-целей и задач в разы легче.

Поскольку у многих бизнесменов (особенно, начинающих) нет специальных знаний в сфере управления, постараемся ответить на базовые вопросы, касающиеся менеджмента в бизнесе.

«Пирамида» целей менеджмента

Понять, что представляет собой менеджмент, можно по тем целям, которые он преследует. Их классифицируют на:

  1. Стратегические цели (миссия). По сути, это самая главная цель всего бизнеса, не имеющая срока выполнения; причина, по которой он создавался; то, ради чего объединяют свои усилия руководители и рядовые сотрудники.

Крупные компании всегда определяют свою миссию. Например, у Twitter она такова — мгновенно объединять людей со всего земного шара.

  1. Общие цели. Определяют пути развитии бизнеса в целом, но, в отличие от миссии, имеют функциональную направленность (касаются сферы деятельности компании). То есть, когда перед бизнесом ставится такая общая цель, сразу планируется и конечный срок, к которому ее нужно достигнуть.

Примеры общих бизнес-целей на примере маркетинговой компании:

  • завоевание конкретного процента аудитории;
  • увеличение «своей» доли рынка;
  • продажа указанного объема товара и др.
  1. Конкретные (специфические) цели. В менеджменте конкретная цель направлена на то, чтобы помочь в достижении цели общей. Специфические цели детализированы, для их достижения выделяется меньше времени, нежели для общих. За их своевременно исполнение, традиционно, несут ответственность сотрудники (обычно главы отделов или подразделений).

Пример конкретных целей (если общая — увеличить долю компании на 5% на отечественном рынке к концу года):

  • увеличить количество интернет-рекламы по целевым запросам на 15% к декабрю;
  • увеличение доли компании на 10% в нескольких областях страны к концу 3-го квартала.

Функции менеджмента

Как вы уже наверняка догадались, управленческие решения в разных сферах бизнес-менеджмента принимаются «не просто так». Все они направлены на исполнение конкретных функций. Большинство современных экономистов выделяют следующие:

  1. Планирование.

Предприниматель, желая адекватно организовать свой бизнес, должен ответить на некоторые вопросы:

  • Где, на каком уровне бизнес сейчас?
  • Где он должен быть?
  • Как этого достичь?

Получение ответов и является процессом планирования. Выполняя эту функцию, бизнесмен анализирует положение своей компании, формулирует для себя и своих сотрудников стоящие перед фирмой цели. Также он разрабатывает некую стратегию, состоящую из конкретных задач и действий, которая поможет развивать бизнес в нужном направлении.

  1. Организация.

Эта функция предполагает продумывание работы компании, начиная с выбора ее структуры и организационно-правовой формы, заканчивая наймом сотрудником и обеспечением их всеми нужными средствами (оборудованием, материалами, помещением) для работы.

Секретного рецепта правильной организации бизнеса, к сожалению, нет. Любой предприниматель с опытом подтвердит, что, как бы подробно не составлялись планы и сметы закупок, в ходе реальной организации работы предприятия все равно всплывают недочеты.

  1. Мотивация.

Функцией менеджмента является и «активизация» людей. Умелый управленец должен найти тот способ, который позволит увеличить производительность работников, увеличить их интерес к своей работе и желание исполнять ее качественно.

Безусловно, мощный фактор — достойная зарплата. Но современные бизнес-исследования показывают, что не меньшее значение имеет и альтернативное стимулирование.

  1. Контроль.

За достижением целей компании необходимо следить, и именно этим занимается руководитель в ходе исполнения своей функции по контролю. Считается, что управленческий контроль включает три аспекта:

  • установление стандарта (вы определяете цель и ставите обоснованный временной отрезок для ее достижения);
  • измерение и сопоставление достигнутого результата с ожидаемым;
  • коррекция ошибок или отклонений.
  1. Координация.

Еще одним важным направлением деятельности управленца является координация. При выполнении этой функции руководитель должен обеспечить согласованную работу всех отделов и работников компании, что достигается путем установки связей между ними.

Эксперты в менеджменте отмечают, что наиболее эффективными способами установить коммуникацию между звеньями компании являются собрания, интервью, электронная связь (корпоративная почта и др.), письменная документация (отчеты, презентации).

Виды менеджмента в бизнесе

Управление организацией проводится по разным фронтам и включает несколько видов менеджмента —  в зависимости от типа и размера компании, ее деятельности или потребностей. Менеджмент бывает:

  • Производственный.

Направлен на обеспечение конкурентоспособности создаваемого товара. В границы производственного менеджмента входит организация бесперебойного и качественного процесса производства, управление сбытом, обслуживание покупателей.

  • Финансовый.

Направлен на создание системы для эффективного управления финансами компании. Включает планирование финансовых целей и показателей, создание баланса доходов и определение статей расходов, обеспечение рентабельности как создаваемого товара, так и всего бизнеса.

  • Инновационный.

Подразумевает управление инвестированием в инновационные продукты и разработки — выбор перспективных направлений, распределение инвестиций и др.

  • Антикризисный.

Этот тип менеджмента обеспечивает удержание бизнеса на плаву в кризисных условиях.

  • Международный.

Тип менеджмента, применяемый для обеспечения эффективной работы компаний, функционирующих в нескольких странах (международные корпорации, альянсы и др.).

  • Внешнеэкономический.

Система управления, направленная на налаживание сотрудничества компании с иностранными контрагентами.

  • Информационный.

Управление информационными потоками и системами на предприятиях.

Создание структуры управления на предприятии

Если бизнес развивается, а число работников растет, управлять ими, как и всеми бизнес-процессами, единолично практически невозможно. А значит, необходимо создать эффективную систему управления, распределить обязанности между топ-менеджерами и управляющими низшего звена.

Управленческие структуры создаются в зависимости от величины и вида бизнеса. Влияют даже условия на рынке — например, компания в США будет определенно не похожа на свою российскую «конкурентку».

Так какие бывают управленческие структуры в российском бизнесе, и какая подойдет вашей компании?

  1. Вертикальная (пирамида).

Этот вид системы управления применяется в крупных компаниях. По сути, речь идет о «пирамиде полномочий». Создаются отдельные уровни управления:

 

  • высший (топ-менеджмент), чьи представители решают стратегические вопросы управления бизнесом и его развитием. Состав: генеральный директор, президент, члены правления.
  • средний. Решают оперативные вопросы, следят за выполнением долгосрочных и среднесрочных целей, координируют работу менеджеров низшего звена. Состав: руководители отделов компании, начальники подразделений или служб.
  • низший. Менеджеры этого звена непосредственно контактируют с рядовыми работниками и следят, чтобы они своевременно и качественно исполняли свои задачи. Состав: узкоспециализированные менеджеры, руководители групп, бригадиры и др.
  1. Горизонтальная.

Подобный вид управленческих структур чаще встречается в средних и малых компаниях, для которых большей угрозой является не несогласованность действий, а внешние источники проблем.

Особенности горизонтальной структуры:

  • многозадачность менеджеров (они все пытаются достичь одинаковых целей);
  • отсутствие строгого разграничения управленцев по уровню полномочий или степени ответственности.

В  компаниях, построенных по этому принципу, отсутствует четкая иерархия, то есть, управленцы находятся практически в равных условиях. Обеспечиваются и преимущества:

— из-за отсутствия многих уровней управления не размывается ответственность, нет бюрократических проволочек;

—  вознаграждение за качественную работу распределяется справедливо;

— коллектив в таких компаниях легче мотивировать.

Как оценить эффективность менеджмента

Степень эффективности управления в бизнесе оценить трудно, так как на результаты влияет не только менеджмент, но и ряд других факторов — экономическая ситуация, перемены внутри компании и др. Но и без мониторинга эффективности не обойтись.

Наиболее объективно отображает степень результативности менеджмента то, насколько эффективная основная деятельность компании. Оценить этот показатель можно по следующим критериям:

  • процент достижения поставленных компанией целей;
  • насколько экономично достижение целей (вычисляется по соотношению фактических и необходимых затрат);
  • получаемая прибыль;
  • уровень продуктивности (соотношение объемов созданной продукции в конкретный промежуток времени и затрат разнообразных ресурсов компании, потраченных на ее создание);
  • качество условий труда;
  • уровень инновационной активности (использование новых разработок и достижений в деятельности фирмы).

Чем выше оцениваются указанные показатели, тем выше общая эффективность менеджмента.

Сообщите нам!

Ваше сообщение получено!