Информационная война в бизнесе

Информационная война в бизнесе

Чтобы заставить конкурента понести огромные убытки, а то и вовсе выкинуть из бизнеса, в ход идут любые средства, в том числе и не самые честные. Одним из них является информационная война. Трудно поверить, но несколько сообщений, которые распространяются массово и из якобы авторитетных источников, могут совершить почти невозможное. Именно поэтому излюбленный метод политиков перекочевал и в бизнес.

Чтобы быть готовыми к информационной атаке, необходимо знать, как именно ведется информационная война, и каковы ее вероятные последствия.

Объекты и субъекты информационных войн

Догадаться, кто есть кто в информационном противоборстве, несложно. Субъектом называют того, кто организовывает атаки, а объектом — того, на кого они направлены. Соответственно, в бизнесе роли распределяются так:

  • объект информационной атаки — отдельный предприниматель, фирма или группа компаний, на которые направлено воздействие;
  • субъект атаки — лицо, заинтересованное в разрушительном воздействии на объект информационной войны. Обычно это предприниматель или компания-конкурент, но бывают и исключения — обычные граждане (например, защитники прав животных в борьбе с компаниями-производителями одежды из меха), политические структуры и др.

Средства, материалы и пример информационной войны в предпринимательстве

Любые информационные «разборки» состоят из двух главных компонентов — материалов и средств их распространения.

Под материалами подразумевается непосредственно информация в конкретном виде — статьи, документы, снимки, новости, обсуждения и т.д. Все они служат единой цели — разрушить имидж противника. Причем эта цель далеко не всегда очевидна — сама статья или иной материал может содержать сообщения с якобы благородными целями — от сохранения здоровья людей до восстановления справедливости.

Под средствами информационной войны имеются в виду определенные пути распространения материалов. Социальные сети, сайты, новостные порталы, телевидение и газеты, брошюры, реклама, телефонные звонки — все, что может являться каналом передачи и распространения информации.

Теперь простой пример того, как ведутся грамотные информационные войны в бизнесе. Все мы знаем компанию Nestle. Оказывается, всего один «вброс» сумел нанести ей значительный убыток на российском рынке. Речь о 2010 году, когда в новостях появилось сообщение: «Роспотребнадзор приостановил реализацию 5 видов кофе компании Nestle в 100-граммовых баночках из-за возможного содержания в них частиц стекла,  — сообщил глава службы Г. Онищенко».

Казалось бы, обычная новость. На самом деле это результат того самого «вброса», распространяемого в 2009-2010 г. в соцсетях. Авторы писали о случаях отравления после употребления кофе в таких баночках, и, по мере развития информационной атаки, история обрастала ужасающими фактами и подробностями. Фиктивные заявления пострадавших, выдуманные слова известных лиц, требовавших запретить продавать «убийственную» продукцию, — и люди «клюнули».

Теперь посмотрим на ситуацию объективно и проанализируем:

  • 100-граммовые баночки — такой критерий выбран, очевидно, специально, так как именно этот вид товара раскупают наиболее активно;
  • частицы стекла — тоже эффектный ход, ведь все мы знаем, как они фатально вредят здоровью;
  • «вброс» через соцсети — выбор этого средства для начала информационной атаки также не случаен, ведь здесь информация распространяется быстро и бесплатно, особенно если подавать ее пользователям в «горячем» виде.

В результате целенаправленной информационной войны компания Nestle, крупнейший производитель продуктов питания, не только понесла убытки, но и была вынуждена отозвать большие партии кофе. А самое неприятное — то, что доверие российских покупателей к ее продукции заметно уменьшилось, и на восстановление доброго имени у компании ушли годы.  А ведь не было ни единой улики, ни единого доказанного случая отравления!..

Методы и способы ведения информационной войны

Осуществление информационных атак всегда подчиняется заранее продуманной логике и системе, ведь при ином подходе нужный эффект — дискредитация конкурента — не достигался бы. В единую стратегию, кроме материалов и средств информационных атак, входят и  методы — совокупность конкретных шагов, которые помогают достичь поставленной цели. Среди них:

  1. Методы обмана:
  • игра с истиной;

Как известно, истиной можно манипулировать. И этим вовсю пользуются не только политики, но и бизнесмены в своих информационных войнах. Они применяют всевозможные логические приемы — вероятные суждения вместо достоверных, целесообразная логика (в ней истина зависит от ситуации) и др., которые позволяют представлять правдивыми «выгодные» данные.

Классический пример — подтасовка фактов. «Заказчик» информационной атаки предумышленно обращает внимание на все негативные поступки или характеристики противника, из-за чего невольно формируется мнение, что у того нет вообще  никаких позитивных качеств.

  • ложное доказательство;

Это особый набор логических приемов, смысл которых заключается в фактическом введении аудитории в заблуждение. Включает такие ходы как «порочный круг» (факт выводится из доказательств, которые сами выплывают из факта), противоречивые доказательства, преднамеренная ошибка в умозаключениях по аналогии и др. Главная цель данного метода — «незаметно» обмануть аудиторию так, чтобы она поверила в неоспоримость сказанного.

Простые примеры мы постоянно видим в рекламе — подменяются авторитеты (актер играет врача, говорящего о преимуществах зубной пасты), выдаются необоснованные утверждения (производитель сообщает количество процентов, на которое увеличится качество волос при применении рекламируемого шампуня) и др.

  1. Методы психического воздействия

Новые направления психологии доказали, что с помощью определенных приемов  можно тонко управлять мыслями аудитории, «подталкивать» людей к нужным выводам.  В ход идут следующие методы:

  • семантические;

Речь о манипуляциях с помощью слов и их смысловых нюансов. Используются следующие психотехнологии: демонстрации и примеры (показательное «разоблачение» ошибок противника), усиление значимости информации и ее повтор (подчеркивается конкретная часть сказанного), контраст (наглядно демонстрируется разница между конкурентными товарами), номинации и двусмысленные фразы (в разговоре о противнике используются эмоционально окрашенные слова) .

  • синтаксические;

Имеются в виду определенные словосочетания, позволяющие воздействовать на психику. Примеры синтаксических психотехнологий: перенос акцентов (снятие смысловой нагрузки с важного вопроса и смещение на менее значимый), скрытые команды и просьбы (хотя во фразе не содержится конкретного призыва, он в ней присутствует в неявной форме), метафоризация (ссылки автора на других «авторитетов» и переадресация возможных претензий).

  • гипнотические;

Если предыдущие методы были направлены на убеждение, то цель гипнотических методов — внушение, формирование подсознательного доверия. Для такого воздействия создается специальная связь между аудиторией и «диктором», навязывающим определенные мысли. Последний для установки «контакта» использует определенные приемы, например, внушает доверие к себе через жесты, позы, подстройку к дыханию.

После того, как связь устанавливается, гипнотизер может начать внушение — через речь (приемы: маскировка суждений  под размышления, сокрытие команд в вопросах) и гипнотехники (создание причинно-следственных связей через метафоры, установка «якорей» для условных реакций).

  1. Методы манипуляции личностью

Главный метод личностных манипуляций предусматривает формирование адаптивных архетипов. Еще Карл Густав Юнг выяснил, что под «личным бессознательным» скрывается «бессознательное коллективное», и если воздействовать на глубинный слой, можно управлять и поверхностным. Естественно, эти выводы сразу же перекочевали в технологии информационных войн.

Примеры создания и использования адаптивных архетипов в бизнесе:

  • социальное доказательство (человек, не определившийся с выбором, в большинстве случаев повторяет за большинством) — используется в рекламных фразах типа «90% хозяек выбирают марку «N»;
  • выбор авторитета (акцент на мнение известных людей — «Президент не рекомендует покупать марку «N»);
  • взаимный обмен (манипуляция на чувстве долга, работает на бесплатных рекламных образцах, после получения которых возникает желание сделать что-то в ответ — например, купить изначально ненужную продукцию);
  • «навешивание ярлыков». В СМИ, социальных сетях и иных источниках появляются эмоциональные отзывы о продукции конкурента. Как в примере с атакой на Nestle — мы начинаем сочувствовать пострадавшим и  переживать о собственном здоровье, а значит, сами участвуем в клеймлении фирмы.
  1. Последствия информационной войны

В информационных войнах, которые ведутся в бизнес-сфере, последствия дифференцируются по субъекту:

1) последствия для «жертвы»:

  • потеря прибыли и доверия аудитории,
  • удаление продукта с рынка,
  • уход компании из бизнеса;

2) последствия для «заказчика»:

  • ликвидация конкурента или его продукта,
  • укрепление своих позиций на рынке;
  • завоевание новой ниши бизнеса;
  • повышение прибыли.

3) последствия для аудитории:

  • ограничение свободного выбора;
  • при отсутствии здоровой конкуренции — рост цен на продукцию производителя, который организовал информационную атаку.
  1. Методы противодействия информационной атаке

Если вы подозреваете или уже знаете, что против вас или вашей компании ведется информационная война, необходимо начать защищаться, а по возможности — еще и дать отпор. Логичными шагами в такой ситуации будут:

1) начало мониторинга;

Самое срочное задание — стартовать анализ интернет-площадок и иных ресурсов на предмет высказываний в адрес вашего бизнеса. Только так можно увидеть картину целиком и получить возможность спрогнозировать дальнейшее развитие ситуации.

2) определение агрессора;

Первый вопрос для вас — «кому выгодно?» Составьте список возможных заказчиков атаки, потом начните отсеивать невиновных. Постарайтесь определить личности авторов негативных публикаций, при необходимости наймите профессионалов. Выявив «заказчика», можно будет понять, что делать дальше.

3) оцените силы противника;

Составить схему контрдействий против заказчика информационной атаки можно только после того, когда будут обнаружены возможности противника. Установите наблюдение за исполнителями, и получите возможность вовремя противодействовать предпринимаемым ими ходам.

4) разработайте стратегию контрмер и приступите к ответной борьбе;

Зная силы противника и его возможности, можно начать работу над планом ответных действий. Если конкурент несерьезный, достаточно будет обнародовать обнаруженные вами факты и обратиться в суд.  С серьезным противником справиться будет сложнее — придется противодействовать по-партизански. Публикация опровержений, удаление «вбросов» из выдачи, продвижение постов, которые помогут восстановить вашу репутацию,  — все эти меры должны быть продуманными и организованными. Опять-таки, их лучше доверить профессионалам. И не бойтесь трат времени, смело пишите обращения в правоохранительные органы.

Надеемся, информационные войны обойдут ваш бизнес стороной. А если нет, — желаем вам с ними справиться!

Сообщите нам!

Ваше сообщение получено!