Экономическая и конкурентная разведка. Что это? Нужно ли?

Экономическая и конкурентная разведка. Что это? Нужно ли?

Экономическую разведку на Западе считают одной из необходимых составляющих бизнеса как такового. Нет, речь даже не о промышленном шпионаже, а о банальном сборе данных.  Ведь чтобы открыть свое дело и не прогореть с фантастической скоростью, необходимо заранее провести серьезную разведывательно-аналитическую работу. Это и есть экономическая разведка.

Позже, когда бизнес уже открыт и работает, необходимо будет изучать не только желания аудитории, но и новые открытия и достижения конкурентов, то есть, осуществлять конкурентную разведку.

Значит, в каждом успешном бизнесмене должен скрываться неплохой разведчик. Но действительно ли это необходимо? Что даст бизнесу добытая информация? Начнем разбираться!

Экономическая разведка: понятие и проблемы

Первыми, кто осознал важность разведки в бизнесе, были, наверное, японцы. Страна, изначально не обладающая никакими ресурсами для развития, понимала, что у нее есть два варианта: стать колонией развитых государств или начать совершенствоваться. А для того, чтобы стать сильным конкурентом, японцам была буквально необходима информация — что востребовано на рынке, какие продукты появятся в ближайшем будущем и др. Осознав важность свежих и достоверных данных, японцы первыми начали осуществлять разведывательные мероприятия в бизнесе.

То есть, экономическая разведка — это сбор данных о ситуации на рынке (об интересах аудитории, предложениях конкурентов, всевозможных изменениях и др.) с ее последующим анализом.

Во многих развитых странах с рыночной экономикой экономическая разведка является важнейшей частью деятельности компаний. Фирмы создают специальные отделы, где работают высококлассные специалисты, занимающиеся исключительно сбором и анализом информации.

Страны постсоветского пространства в плане добычи таких данных заметно отстают. На отечественном рынке не хватает специалистов, умеющих осуществлять информационно-аналитическую работу, нет наработанных технологий, этических и корпоративных правил.

Как и зачем осуществляется экономическая разведка?

Многие современные фирмы перенимают опыт зарубежных коллег и создают внутренние подразделения, цель которых — собирать, обрабатывать и анализировать данные, которые обеспечат высшее руководство возможностью принять обоснованное решение по каждому важному для бизнеса вопросу.

Для достижения указанной цели, служба экономической разведки работает в следующих направлениях:

1) стратегическом:

  • собирает данные из всех доступных источников;
  • анализирует полученную информацию;
  • делает выводы, прогнозы и знакомит с ними топ-менеджмент для принятия последним решений по глобальным вопросам бизнес-деятельности.

2) оперативно-тактическом:

  • собирает и анализирует актуальную информацию о процессах на рынке;
  • предоставляет отчет руководству для своевременного принятия им решений по всем текущим вопросам работы предприятия.

То есть, экономическая разведка преследует 2 взаимосвязанные цели: обеспечить быструю реакцию предприятия на изменения на рынке и гарантировать правильность принимаемых решений. Достижение этих целей, в свою очередь, повышает шансы предприятия успешно развиваться в высоко-конкурентной среде.

Конкурентная разведка: понятие и необходимость

Одной из составляющих частей экономической разведки является конкурентная. Как можно понять из названия, ее цель — узнать как можно больше о деятельности предприятий, работающих в той же сфере деятельности. Многие ошибочно полагают, что экономическая разведка — явление негативное. Вероятно, из-за того, что воспринимают ее не как стандартный процесс бизнес-деятельности, а как незаконный промышленный шпионаж.

На самом деле корпоративная разведка — это сбор и последующий анализ данных о работе конкурирующих фирм с обязательным соблюдением норм закона. Как известно, при промышленном шпионаже информация добывается нечестными путями (подкуп работников, кража документов, проникновение в базы предприятия-конкурента путем взлома). В процессе разведки наоборот —  вся информация получается из открытых источников.

Важность конкурентной разведки обосновывается следующими ее преимуществами:

  • получение актуальных сведений для принятия руководителями бизнеса управленческих решений;
  • снижение предпринимательских рисков за счет быстрой реакции на изменения в конкретной нише рынка, продиктованные конкурентами;
  • возможность перенять ценный опыт и идеи;
  • подобные данные стимулируют развивать фирму через поиск более эффективных бизнес-решений.

По сути, конкурентная разведка работает «на опережение», то есть самая главная ее функция — предупредить потенциальные риски, угрозы и опасности до момента их фактического наступления.

Средства добычи информации в ходе экономической и конкурентной разведки

Классическим примером успешной конкурентной разведки является операция японской компании JVС  против ее главного конкурента — Sony. Когда последняя выпустила новую цифровую камеру, JVС разработала свой продукт. В нем были исправлены все недостатки, обнаруженные пользователями, купившими камеру от Sony. Для этого не понадобилось внедрять корпоративных шпионов и взламывать сервера конкурента — сотрудники JVС просто купили новую камеру, разобрали ее по винтику и выпустили свою улучшенную версию.

Уже упоминалось, что на современном отечественном рынке актуальной остается проблема отсутствия специалистов, умеющих эффективно собирать и анализировать данные. Конечно, этот недостаток постепенно устраняется путем повышения квалификации и обучения работников заграницей, постоянно обмена опыта с иностранными коллегами.

В развитых странах в спектр средств добычи информации о состоянии рынка и работе конкурентов входят:

  • открытая печать. В СМИ и Интернете при правильной организации поиска можно найти большую часть данных о работе как конкурентов, так и всего рынка;
  • профильные выставки. Именно здесь конкуренты показывают свои передовые разработки, рассказывают о планах и идеях, чтобы привлечь новых клиентов и инвесторов. Поэтому посещать подобные мероприятия буквально необходимо;
  • «подсадные утки». Отправив к конкуренту замаскированного под выгодного клиента сотрудника, вы сможете получить максимум полезной информации — от цен до конкурентных преимуществ их товара по сравнению с вашим;
  • реестры и иные официальные источники — узнать важные данные можно и с помощью официальных ресурсов. Большинство корпоративных изменений и иную полезную информацию (о наличии долгов, начале процедуры банкротства и др.) легко отыскать в открытых государственных реестрах.

Как видите, все вышеуказанные  источники — открытые, и при получении из них информации вы не нарушаете никаких норм закона или корпоративной этики.

В ходе сбора информации о рынке и конкурентах стоит периодически вспоминать заявление адмирала из США Эллиса Захариаса: «Во время Второй мировой разведка военно-морского флота получила 95% важных данных их открытых источников, 4% — из наполовину официальных и только 1% добыла из секретных источников».

А значит, и в бизнесе не стоит пренебрегать имеющимися возможностями. Ведь войну с конкурентами  всегда можно выиграть и без преступных действий.

Сообщите нам!

Ваше сообщение получено!