О хищениях в банках – механизмы противодействия

О хищениях в банках – механизмы противодействия

Финансовый рынок и банковское дело являются отраслями, работа в которых может принести трудолюбивому и настойчивому предпринимателю значительную прибыль. Однако необходимо понимать, что по мере укрепления позиций компаний на рынке, появления новых партнёров, расширения клиентской базы будет возникать всё более острая необходимость в расширении штата организации. Руководитель, в свою очередь, будет вынужден делегировать определённую часть полномочий подчинённым. Данный шаг неизбежен, однако он приводит к появлению нового риска – потенциальным хищениям. Если вы уже столкнулись с данной проблемой или понимаете, что в скором времени она станет для вас актуальной, не стоит волноваться! Существует ряд механизмов, которые помогут защитить ваши средства от недобросовестных подчинённых.

Хищения в банках сегодня: старые цели и новые методы

Цель недобросовестных сотрудников в каждом из случаев хищений одна – обрести личную выгоду за счёт предприятия, где они «трудятся». При этом важно осознавать, что в настоящее время появилась масса новых способов обмана руководства и коллег, что обусловлено развитием технологий. Например, сегодня существуют риски мошенничества с личными данными клиентов вплоть до их продажи или списания сотрудниками незначительных сумм со счетов большого числа вкладчиков. Такие действия требуют специализированных знаний в сфере информационных технологий, что затрудняет расследование и предотвращение подобных преступлений. В качестве особой формы корпоративных хищений можно рассмотреть несанкционированное использование сотрудником программного обеспечения, являющегося собственностью компании.

Безусловно, сохраняются и ставшие традиционными угрозы: недобросовестная регистрация сотрудниками договоров с вкладчиками, за которой следует присвоение средств клиента, торговля инсайдерской информацией, что может повлечь колоссальные убытки. Наконец, по-прежнему существует риск хищения имущества компании – от списанной мебели до компьютеров и автомобилей.

С чего начать?

Первое, что должен сделать руководитель, опасающийся хищений в своей компании, – определить потенциальные «зоны риска». Необходимо понять, у каких подразделений есть доступ к «чувствительной» информации, возможность присвоения имущества компании или её клиентов. Стоит отметить, что зачастую на данном этапе есть смысл прибегнуть к помощи экспертов-консультантов со стороны, которые, используя наработанный опыт, смогут быстрее выявить, откуда может исходить опасность.

Три составляющие успешного противодействия хищениям в кредитной организации

Успешное противодействие хищениям в компании складывается из трёх элементов. В зависимости от специфики организации и направления её работы упор может быть сделан на одном из них либо функционал всех элементов может взять на себя одно подразделение компании.

1. Служба безопасности
Эффективная служба безопасности должна осуществлять скрининг кандидатов на трудоустройство в компанию, в том числе посредством запросов в правоохранительные органы. Нельзя недооценивать и традиционные методы контроля, к примеру, видеокамеры, установленные в отделениях банка.

Эффективность работы службы может быть увеличена посредством приглашения на работу в качестве экспертов-консультантов отставных сотрудников органов внутренних дел, ранее занимавшихся экономической безопасностью.

Кроме того, в современных условиях ни одна служба безопасности не может работать без участия квалифицированных программистов, что обусловлено необходимостью защиты корпоративных сетей от загрузки вирусов и вредоносных программ, которые могут использовать злоумышленники.

2. Внутренний контроль и аудиторские проверки
Серьёзным подспорьем в борьбе с хищениями может стать строгий контроль за внутренней документацией компании. Документальное оформление всех принятых решений в рамках деятельности организации позволит сделать её работу более прозрачной для руководства. Необходим также постоянный аудит отчётных данных, предоставляемых подразделениями, отвечающими за бухгалтерию, финансы, закупки.

3. Создание особой корпоративной атмосферы
Наконец, не менее важным на практике оказывается создание в компании атмосферы нетерпимости к хищениям и взаимовыгодного добросовестного сотрудничества. Очевидно, что сотрудники, довольные своей заработной платой и социальными гарантиями, а также осознающие серьёзные последствия нарушения корпоративной этики, не будут думать о способах незаконного обогащения. Имеет смысл организовать проведение тренингов, посвящённых возможностям сотрудников развиваться в рамках компании и демонстрирующих бессмысленность попыток получить выгоду недобросовестным путём.

Экономическая составляющая противодействия хищениям в банке

Безусловно, противодействие хищениям может стать достаточно затратным. При выборе способов предотвращения хищений руководство компании должно исходить, прежде всего, из их экономической целесообразности. Так, небольшое предприятие может позволить себе нанять 1-2 квалифицированных менеджеров, отвечающих за внутренний контроль и аудит, а организацию тренингов для персонала доверить аутсорсинговым структурам. Иными словами, каждый случай индивидуален. Нужно лишь помнить, что затраты на создание механизма противодействия не должны превышать потенциальные потери от хищений.
Таким образом, механизм противодействия хищениям в компаниях, действующих в банковской и финансовой сферах, должен быть комплексным. В случае успешной работы каждого из его элементов в компании будет создана атмосфера ответственности и добросовестного труда, что неизбежно положительно скажется на работе организации.

Сообщите нам!

Ваше сообщение получено!