Траблшутинг по-русски: что это такое, кому это нужно и кто за это платит

Траблшутинг по-русски: что это такое, кому это нужно и кто за это платит

В последнее время в лексиконе российских бизнесменов появилось новое слово — траблшутер. Его произносят с придыханием: считается, что для таких людей нет ничего невозможного, хотя на самом деле услугами этих специалистов смогли воспользоваться считаные единицы, а те, кому это удалось, по понятным причинам хранят молчание. Кто же они, эти траблшутеры? Об этом рассказывает Алексей Резников, обозреватель Good Life Consulting.

Из истории вопроса

Родители миллениалов наверняка помнят первые переводные инструкции к бытовой технике, потоки которой хлынули в РФ в середине 1990-х. Тогда мир ещё не был одноразовым, и для каждого пылесоса и музыкального центра подразумевалась возможность поломки с последующей починкой. Они делились на две категории: те, что требуют ремонта в специализированном сервисе, и те, которые можно попытаться починить самостоятельно. Поэтому в инструкции к изделию обязательно была таблица под названием “Troubleshooting Section”, а в ней описание неполадок, которые может ликвидировать сам потребитель.

Наших родителей, закалённых суровой действительностью, эти смешные проблемы типа «стиральная машинка не работает» и предлагаемые способы их решения а-ля «вставьте вилку шнура стиральной машинки в электрическую розетку» откровенно умиляли. При всей технологической отсталости страны, в которой они тогда жили, россияне были не настолько наивны и не так глупы, чтобы жать кнопку старта на обесточенном агрегате — такое могли себе позволить избалованные цивилизацией европейцы и американцы, для которых и писались такие подробные инструкции.

Более того, предыдущее поколение было настолько продвинутым, что при желании могло не только разобраться в устройстве прибора, даже не заглядывая в буквари, но и самостоятельно исправить его без похода в сервисный центр. Тем не менее в инструкциях тех времён такой пункт был в обязательном порядке.

Именно тот бытовой траблшутинг, то есть поиск простых и доступных решений, и подарил своё имя траблшутингу нынешнему — тому, что решает проблемы бизнеса, которые сам бизнес решить не в состоянии. И хотя, по уверениям Козьмы Пруткова, любой специалист подобен флюсу, такие профи ценятся на вес золота, потому что они умеют делать всё. Или почти всё.

Истинных траблшутеров-профессионалов, которые работают исключительно для бизнеса, в мире не так много. Есть таковые и в России, но они не выпячивают ни себя, ни свои успехи, напротив, подобные специалисты ведут себя непублично, а информация о них передаётся от заказчика к заказчику как величайший секрет. Примерно так четверть века назад «бизнесмены» той поры рекомендовали друг другу киллеров, которые помогали им решать проблемы кардинальными методами, и недаром английское клише “trouble-shooting” переводится как «отстрел затруднений».

Но и имея все данные на руках, так просто траблшутера не нанять. Как правило, у них всегда есть заказы, и потому клиентам приходится ждать их чуть ли не месяцами. Но ожидание всегда оправдано: для этих специалистов не бывает неразрешимых проблем. Они работают без привязок к географии или направлению бизнеса, они всегда дают результат, и потому получают огромные гонорары. Ни алгоритмов определения сумм, ни точных цифр по объективным причинам никто не называет, но, по некоторым оценкам, отдельные специалисты за свою работу могут получать до 10 % от стоимости компании.

За что же такие деньги? За дело. Классическая байка о том, как “Nike” пытались пресечь воровство на своих обувных фабриках в Африке, потому и не выдерживает критики, что задача не имела отношения к работе траблшутера. Напомним: согласно этой легенде, весь персонал беззастенчиво воровал кроссовки с производства в меру своих возможностей — вахтёры тащили парами, директор вывозил фурами. А приглашённый специалист якобы посидел в уединении и затем велел выпускать на одной фабрике только левые кроссовки, а на другой — только правые (как в рекламе “Twix”).

На самом деле настоящий специалист никогда бы не предложил такой ерунды: что мешает директорам обеих фабрик договориться между собой и продолжить воровать? В реальной жизни решение этой задачи было бы намного более тривиальным: «правильный» траблшутер предложил бы компании отдать все фабрики в мастер-франшизу, а на себя взять лишь обязанность обеспечивать производства всем необходимым.

Причём обеспечивать по отдельности: собственник каждого такого предприятия получает сырьё, фурнитуру и прочие расходные материалы, и уже из этого шьёт кроссовки, которые отгружает франчайзеру, а что касается воровства и его предотвращения, так это уже личные проблемы каждого из владельцев этих фабрик. Специалиста ведь приглашала непосредственно компания “Nike”, поэтому и поставленная задача должна была решаться в интересах заказчика, а не всех, кто производит обувь под ее логотипом.

Примерно так и работает траблшутер — он оценивает проблему комплексно и под разными углами, и только потом предлагает её решение, которое в любых обстоятельствах в первую очередь будет отвечать интересам заказчика. При этом он всегда работает один (ему не нужна собственная команда: слишком индивидуальны ставящиеся ему задачи и слишком специфичны рождающиеся в его голове пути их решения), а если и приглашает экспертов со стороны, то только на конкретные промежуточные задачи, и не раскрывает им всей информации.

В результате заказчик получает несколько возможных вариантов развития событий с детальными планами по каждому из них, и как только будет выбран один из них, работа траблшутера считается оконченной. Это классическая модель сотрудничества, которая принята в деловых кругах всего мира. Впрочем, в России наверняка бывает и по-другому, но кто же в этом признается?

Да, это он, российский траблшутинг бессмысленный и беспощадный

Единой классификации отечественных траблшутеров нет и быть не может. Одни полагают, что столь модным словом называют антикризисных управляющих, другие считают таковыми обычных бизнес-консультантов, к которым они обращаются за разовой помощью, а третьи вообще предпочитают называть их решалами, имея в виду, что те способны решить любой вопрос, опираясь исключительно на деньги и связи. Ошибаются все: траблшутинг — это кое-что иное, а вышеперечисленные специалисты как раз и могут быть упомянутыми выше экспертами со стороны.

Ещё одна тенденция — называть траблшутерами специалистов по ТРИЗ (теории решения изобретательских задач), что тоже в корне неверно, возникла в последние три-четыре года. Речь идёт о стройной системе из четырёх десятков алгоритмов создания изобретений и 76 шаблонных решений производственных проблем, созданной советским учёным и писателем-фантастом Генрихом Альшуллером ещё в середине прошлого века, которая успешно применялась в СССР, причём исключительно по своему назначению.

Но лет тридцать назад о ней узнали за рубежом, а опробовав её в бизнес-процессах, выяснили, что ТРИЗ работает и в них, и тут же принялись активно её внедрять, что экономило время и средства. Особенно преуспела в этом корпорация Samsung, где эта теория до сих пор в обязательном порядке применяется при разработке новых продуктов.

Однако модное в наши дни поветрие создавать отделы и департаменты ТРИЗ в компаниях, которые занимаются продажами или консультациями, не имеет к изобретательству никакого отношения, а значит, ни к чему хорошему не приведёт. Детище Альтшуллера изначально было заточено под производство в чистом виде и было призвано решать задачи разработки и внедрения, а не проблемы с бизнесом, которые зачастую и не проблемы вовсе, а всего лишь желание сэкономить или оптимизироваться.

Любопытно, что путаются в показаниях и те, кто сами позиционируют себя как траблшутеры. Анализ первых двух десятков ссылок в выдаче «Яндекса» по запросу «траблшутинг в России» показывает, что по-хорошему «решением нерешаемого» не занимается никто. Так, некоторые из этих ссылок ведут на сайты консалтинговых агентств как респектабельных, так и не очень, в списке услуг которых значится, в том числе и траблшутинг, которого на самом деле, конечно же, ни один заказчик не получит.

Нет, эти ребята не мошенники. Они просто услышали где-то модное слово, попытались истолковать его, исходя из собственного, зачастую весьма неширокого багажа знаний и подумали: «А почему бы нам не отщипнуть и от этого пирога?». Другое дело, что помочь в действительно экстремальной ситуации они вряд ли смогут. Когда в перечне услуг компании значится слово «траблшутинг», но при этом она у себя на сайте помещает фейковые отзывы, а среди них благодарственные письма от детских организаций за благотворительные взносы, это за версту отдаёт непрофессионализмом и профанацией.

Другие линки по этому же запросу отправляют на персональные страницы неких откровенно мутных личностей со звучными псевдонимами и неподтверждёнными заслугами. Они гордо заявляют, что способны помочь кому угодно и в самых провальных ситуациях, главное, приобрести у них курс на 253 совета из разряда «Говорит Капитан Очевидность», или 29 вебинаров стоимостью «всего» 99999 рублей за весь пучок, или даже книгу от «гуру траблшутинга» с подробными ответами на самые важные вопросы. Это уже ближе к обману: каждый случай, при котором требуется помощь такого специалиста индивидуален, попытка универсализировать все подходы, накидав общих фраз и впихнув их все под один переплёт, — это просто желание «по-быстрому срубить бабок», то есть широко распространённая версия типичного инфобизнеса по-русски.

Слава богу, российские предприниматели теперь в основной своей массе люди здравомыслящие. Они уже в состоянии отделять зёрна от плевел, а громкие слова от реальных дел, и всё методичнее оставляют без работы всяких дармоедов и паразитов вроде коучей и бизнес-тренеров. И это вполне логично: если человек уже умеет зарабатывать деньги, он не будет этому учиться, а если ему это не дано, то любая учёба становится бессмысленной тратой денег.

Сообщите нам!

Ваше сообщение получено!