Чтобы заставить конкурента понести огромные убытки, а то и вовсе выкинуть его из бизнеса, в ход идут любые средства, в том числе и не самые честные. Одним из них является информационная война. Трудно поверить, но несколько сообщений, которые распространяются массово и из якобы авторитетных источников, могут совершить почти невозможное. Именно поэтому излюбленный метод политиков перекочевал и в бизнес.

Чтобы быть готовыми к информационной атаке, необходимо знать, как именно ведётся информационная война, каковы её вероятные последствия.

Объекты и субъекты информационных войн

Догадаться, кто есть кто в информационном противоборстве, несложно. Субъектом называют того, кто организовывает атаки, а объектом – того, на кого они направлены. Соответственно, в бизнесе роли распределяются так:

Средства, материалы и пример информационной войны в предпринимательстве

Любые информационные «разборки» состоят из двух компонентов – материалов и средств их распространения.

Под материалами подразумевается непосредственно информация в конкретном виде – статьи, документы, снимки, новости, обсуждения и т. д. Все они служат единой цели – разрушить имидж противника. Причём эта цель далеко не всегда очевидна, сама статья или иной материал может содержать сообщения с якобы благородными целями – от сохранения здоровья людей до восстановления справедливости.

Под средствами информационной войны имеются в виду определённые пути распространения материалов. Социальные сети, сайты, новостные порталы, телевидение и газеты, брошюры, реклама, телефонные звонки – всё, что может являться каналом передачи и распространения информации.

Теперь простой пример того, как ведутся грамотные информационные войны в бизнесе. Все мы знаем компанию Nestle. Оказывается, всего один «вброс» сумел нанести ей значительный убыток на российском рынке. Речь о 2010 годе, когда в новостях появилось сообщение: «Роспотребнадзор приостановил реализацию 5 видов кофе компании Nestle в 100-граммовых баночках из-за возможного содержания в них частиц стекла,  — сообщил глава службы Г. Онищенко».

Казалось бы, обычная новость. На самом деле это результат того самого «вброса», распространяемого в 2009–2010 гг. в соцсетях. Авторы писали о случаях отравления после употребления кофе в таких баночках и по мере развития информационной атаки история обрастала ужасающими фактами и подробностями. Фиктивные заявления пострадавших, выдуманные слова известных лиц, требовавших запретить продавать «убийственную» продукцию… И люди «клюнули».

Теперь посмотрим на ситуацию объективно и проанализируем:

В результате целенаправленной информационной войны компания Nestle, крупнейший производитель продуктов питания, не только понесла убытки, но и была вынуждена отозвать большие партии кофе. А самое неприятное то, что доверие российских покупателей к её продукции заметно уменьшилось, и на восстановление доброго имени у компании ушли годы.  А ведь не было ни единой улики, ни единого доказанного случая отравления.

Методы и способы ведения информационной войны

Осуществление информационных атак всегда подчиняется заранее продуманной логике и системе, ведь при ином подходе нужный эффект – дискредитация конкурента – не достигался бы. В единую стратегию, кроме материалов и средств информационных атак, входят и  методы – совокупность конкретных шагов, которые помогают достичь поставленной цели. Среди них:

  1. Методы обмана

Как известно, истиной можно манипулировать. И этим вовсю пользуются не только политики, но и бизнесмены в своих информационных войнах. Они применяют всевозможные логические приёмы – вероятные суждения вместо достоверных, целесообразная логика (в ней истина зависит от ситуации) и др., которые позволяют представлять правдивыми «выгодные» данные.

Классический пример – подтасовка фактов. «Заказчик» информационной атаки предумышленно обращает внимание на все негативные поступки или характеристики противника, из-за чего невольно формируется мнение, что у того нет вообще  никаких позитивных качеств.

Это особый набор логических приёмов, смысл которых заключается в фактическом введении аудитории в заблуждение. Включает такие ходы, как «порочный круг» (факт выводится из доказательств, которые сами выплывают из факта), противоречивые доказательства, преднамеренная ошибка в умозаключениях по аналогии и др. Цель данного метода – «незаметно» обмануть аудиторию так, чтобы она поверила в неоспоримость сказанного.

Простые примеры мы постоянно видим в рекламе – подменяются авторитеты (актёр играет врача, говорящего о преимуществах зубной пасты), выдаются необоснованные утверждения (производитель сообщает количество процентов, на которое увеличится качество волос при применении рекламируемого шампуня) и др.

  1. Методы психического воздействия

Новые направления психологии доказали, что с помощью определённых приёмов  можно тонко управлять мыслями аудитории, «подталкивать» людей к нужным выводам.  В ход идут следующие методы.

Речь о манипуляциях с помощью слов и их смысловых нюансов. Используются следующие психотехнологии: демонстрации и примеры (показательное «разоблачение» ошибок противника), усиление значимости информации и её повтор (подчёркивается конкретная часть сказанного), контраст (наглядно демонстрируется разница между конкурентными товарами), номинации и двусмысленные фразы (в разговоре о противнике используются эмоционально окрашенные слова) .

Имеются в виду определённые словосочетания, позволяющие воздействовать на психику. Примеры синтаксических психотехнологий: перенос акцентов (снятие смысловой нагрузки с важного вопроса и смещение на менее значимый), скрытые команды и просьбы (хотя во фразе не содержится конкретного призыва, он в ней присутствует в неявной форме), метафоризация (ссылки автора на других «авторитетов» и переадресация возможных претензий).

Если предыдущие методы были направлены на убеждение, то цель гипнотических методов – внушение, формирование подсознательного доверия. Для такого воздействия создаётся специальная связь между аудиторией и «диктором», навязывающим определённые мысли. Последний для установки «контакта» использует специальные приёмы, например, внушает доверие к себе через жесты, позы, подстройку к дыханию.

После того как связь устанавливается, гипнотизёр может начать внушение – через речь (приёмы: маскировка суждений  под размышления, сокрытие команд в вопросах) и гипнотехники (создание причинно-следственных связей через метафоры, установка «якорей» для условных реакций).

  1. Методы манипуляции личностью

Главный метод личностных манипуляций предусматривает формирование адаптивных архетипов. Ещё Карл Густав Юнг выяснил, что под «личным бессознательным» скрывается «бессознательное коллективное» и если воздействовать на глубинный слой, можно управлять и поверхностным. Естественно, эти выводы сразу же перекочевали в технологии информационных войн.

Примеры создания и использования адаптивных архетипов в бизнесе:

  1. Последствия информационной войны

В информационных войнах, которые ведутся в бизнес-сфере, последствия дифференцируются по субъекту.

1) Последствия для «жертвы»:

2) Последствия для «заказчика»:

3) Последствия для аудитории:

  1. Методы противодействия информационной атаке

Если вы подозреваете или уже знаете, что против вас или вашей компании ведётся информационная война, необходимо начать защищаться, а по возможности ещё и дать отпор. Логичными шагами в такой ситуации будут следующие.

1) Начало мониторинга

Самое срочное задание – стартовать анализ интернет-площадок и иных ресурсов на предмет высказываний в адрес вашего бизнеса. Только так можно увидеть картину целиком и получить возможность спрогнозировать дальнейшее развитие ситуации.

2) Определение агрессора

Первый вопрос для вас – «Кому выгодно?» Составьте список возможных заказчиков атаки, потом начните отсеивать невиновных. Постарайтесь определить личности авторов негативных публикаций, при необходимости наймите профессионалов. Выявив «заказчика», можно будет понять, что делать дальше.

3) Оцените силы противника

Составить схему контрдействий против заказчика информационной атаки можно только после того, когда будут обнаружены возможности противника. Установите наблюдение за исполнителями и получите возможность вовремя противодействовать предпринимаемым ими ходам.

4) Разработайте стратегию контрмер и приступите к ответной борьбе

Зная силы противника и его возможности, можно начать работу над планом ответных действий. Если конкурент несерьёзный, достаточно будет обнародовать обнаруженные вами факты и обратиться в суд.  С серьёзным противником справиться будет сложнее, придётся противодействовать по-партизански. Публикация опровержений, удаление «вбросов» из выдачи, продвижение постов, которые помогут восстановить вашу репутацию  – все эти меры должны быть продуманными и организованными. Опять-таки их лучше доверить профессионалам. И не бойтесь трат времени, смело пишите обращения в правоохранительные органы.

Надеемся, информационные войны обойдут ваш бизнес стороной. А если нет, желаем вам с ними справиться.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.