Экономическая и конкурентная разведка. Что это? Нужно ли?

Экономическая и конкурентная разведка. Что это? Нужно ли?

Экономическую разведку на Западе считают одной из необходимых составляющих бизнеса как такового. Нет, речь даже не о промышленном шпионаже, а о банальном сборе данных.  Ведь чтобы открыть своё дело и не прогореть с фантастической скоростью, необходимо заранее провести серьёзную разведывательно-аналитическую работу. Это и есть экономическая разведка.

Позже, когда бизнес уже открыт и работает, необходимо изучать не только желания аудитории, но инновации и достижения конкурентов, то есть осуществлять конкурентную разведку.

Значит, в каждом успешном бизнесмене должен скрываться неплохой разведчик. Но действительно ли это необходимо? Что даст бизнесу добытая информация? Начнём разбираться.

Экономическая разведка: понятие и проблемы

Первыми, кто осознал важность разведки в бизнесе, были, наверное, японцы. Страна, изначально не обладающая никакими ресурсами для развития, понимала, что у неё есть два варианта: стать колонией развитых государств или начать совершенствоваться. Чтобы стать сильным конкурентом, японцам была буквально необходима информация: что востребовано на рынке, какие продукты появятся в ближайшем будущем и др. Осознав важность свежих и достоверных данных, японцы первыми начали осуществлять разведывательные мероприятия в бизнесе.

То есть экономическая разведка – это сбор данных о ситуации на рынке (об интересах аудитории, предложениях конкурентов, всевозможных изменениях и др.) с её последующим анализом.

Во многих развитых странах экономическая разведка является важнейшей частью деятельности компаний. Фирмы создают специальные отделы, где работают высококлассные специалисты, занимающиеся исключительно сбором и анализом информации.

Страны постсоветского пространства в плане добычи таких данных заметно отстают. На отечественном рынке не хватает специалистов, умеющих осуществлять информационно-аналитическую работу, нет наработанных технологий, этических и корпоративных правил.

Как и зачем осуществляется экономическая разведка?

Многие современные фирмы перенимают опыт зарубежных коллег и создают внутренние подразделения, чья цель – собирать, обрабатывать и анализировать данные, которые обеспечат высшее руководство возможностью принять обоснованное решение по каждому важному для бизнеса вопросу.

Для достижения указанной цели служба экономической разведки работает в следующих направлениях.

1) Стратегическом:

  • собирает данные из всех доступных источников;
  • анализирует полученную информацию;
  • делает выводы, прогнозы и знакомит с ними топ-менеджмент для принятия им решений по глобальным вопросам бизнес-деятельности.

2) Оперативно-тактическом:

  • собирает и анализирует актуальную информацию о процессах на рынке;
  • предоставляет отчёт руководству для своевременного принятия им решений по всем текущим вопросам работы предприятия.

То есть экономическая разведка преследует две взаимосвязанные цели: обеспечить быструю реакцию предприятия на изменения на рынке и гарантировать правильность принимаемых решений. Достижение этих целей, в свою очередь, повышает шансы предприятия успешно развиваться в высококонкурентной среде.

Конкурентная разведка: понятие и необходимость

Одной из составляющих частей экономической разведки является конкурентная. Как можно понять из названия, её цель – узнать как можно больше о деятельности предприятий, работающих в той же сфере деятельности. Многие ошибочно полагают, что экономическая разведка – явление негативное. Вероятно, из-за того, что воспринимают её не как стандартный процесс бизнес-деятельности, а как незаконный промышленный шпионаж.

На самом деле корпоративная разведка – это сбор и последующий анализ данных о работе конкурирующих фирм с обязательным соблюдением норм закона. Как известно, при промышленном шпионаже информация добывается нечестными путями (подкуп работников, кража документов, проникновение в базы предприятия-конкурента путём взлома). В процессе разведки, наоборот, вся информация получается из открытых источников.

Важность конкурентной разведки обосновывается следующими преимуществами:

  • получение актуальных сведений для принятия руководителями бизнеса управленческих решений;
  • снижение предпринимательских рисков за счёт быстрой реакции на изменения в конкретной нише рынка, продиктованные конкурентами;
  • возможность перенять ценный опыт и идеи;
  • подобные данные стимулируют развитие фирмы через поиск более эффективных бизнес-решений.

По сути, конкурентная разведка работает «на опережение», то есть главная её функция – предупредить потенциальные риски, угрозы и опасности до момента их фактического наступления.

Средства добычи информации в ходе экономической и конкурентной разведки

Классическим примером успешной конкурентной разведки является операция японской компании JVС  против её главного конкурента – Sony. Когда последняя выпустила новую цифровую камеру, JVС разработала свой продукт. В нём были исправлены все недостатки, обнаруженные пользователями, купившими камеру от Sony. Для этого не понадобилось внедрять корпоративных шпионов и взламывать сервера конкурента. Сотрудники JVС просто купили новую камеру, разобрали её по винтику и выпустили улучшенную версию.

Уже упоминалось, что на современном отечественном рынке актуальной остаётся проблема отсутствия специалистов, умеющих эффективно собирать и анализировать данные. Конечно, этот недостаток постепенно устраняется путём повышения квалификации и обучения работников за границей, постоянного обмена опыта с иностранными коллегами.

В развитых странах в спектр средств добычи информации о состоянии рынка и работе конкурентов входят следующие.

  • Открытая печать. В СМИ и интернете при правильной организации поиска можно найти большую часть данных о работе как конкурентов, так и всего рынка.
  • Профильные выставки. Именно здесь конкуренты показывают свои передовые разработки, рассказывают о планах и идеях, чтобы привлечь новых клиентов и инвесторов, поэтому посещать подобные мероприятия необходимо.
  • «Подсадные утки». Отправив к конкуренту замаскированного под выгодного клиента сотрудника, вы сможете получить максимум полезной информации – от цен до конкурентных преимуществ их товара по сравнению с вашим.
  • Реестры и иные официальные источники – узнать важные данные можно и с помощью официальных ресурсов. Большинство корпоративных изменений и иную полезную информацию (о наличии долгов, начале процедуры банкротства и др.) легко отыскать в открытых государственных реестрах.

Как видите, все вышеуказанные  источники открытые, при получении из них информации вы не нарушаете никаких норм закона или корпоративной этики.

В ходе сбора информации о рынке и конкурентах стоит периодически вспоминать заявление адмирала США Эллиса Захариаса: «Во время Второй мировой разведка военно-морского флота получила 95 % важных данных из открытых источников, 4 % – из наполовину официальных и только 1 % добыла из секретных источников».

Значит, и в бизнесе не стоит пренебрегать имеющимися возможностями, ведь войну с конкурентами  всегда можно выиграть и без преступных действий.

Сообщите нам!

Ваше сообщение получено!