Экономическую разведку на Западе считают одной из необходимых составляющих бизнеса как такового. Нет, речь даже не о промышленном шпионаже, а о банальном сборе данных.  Ведь чтобы открыть своё дело и не прогореть с фантастической скоростью, необходимо заранее провести серьёзную разведывательно-аналитическую работу. Это и есть экономическая разведка.

Позже, когда бизнес уже открыт и работает, необходимо изучать не только желания аудитории, но инновации и достижения конкурентов, то есть осуществлять конкурентную разведку.

Значит, в каждом успешном бизнесмене должен скрываться неплохой разведчик. Но действительно ли это необходимо? Что даст бизнесу добытая информация? Начнём разбираться.

Экономическая разведка: понятие и проблемы

Первыми, кто осознал важность разведки в бизнесе, были, наверное, японцы. Страна, изначально не обладающая никакими ресурсами для развития, понимала, что у неё есть два варианта: стать колонией развитых государств или начать совершенствоваться. Чтобы стать сильным конкурентом, японцам была буквально необходима информация: что востребовано на рынке, какие продукты появятся в ближайшем будущем и др. Осознав важность свежих и достоверных данных, японцы первыми начали осуществлять разведывательные мероприятия в бизнесе.

То есть экономическая разведка – это сбор данных о ситуации на рынке (об интересах аудитории, предложениях конкурентов, всевозможных изменениях и др.) с её последующим анализом.

Во многих развитых странах экономическая разведка является важнейшей частью деятельности компаний. Фирмы создают специальные отделы, где работают высококлассные специалисты, занимающиеся исключительно сбором и анализом информации.

Страны постсоветского пространства в плане добычи таких данных заметно отстают. На отечественном рынке не хватает специалистов, умеющих осуществлять информационно-аналитическую работу, нет наработанных технологий, этических и корпоративных правил.

Как и зачем осуществляется экономическая разведка?

Многие современные фирмы перенимают опыт зарубежных коллег и создают внутренние подразделения, чья цель – собирать, обрабатывать и анализировать данные, которые обеспечат высшее руководство возможностью принять обоснованное решение по каждому важному для бизнеса вопросу.

Для достижения указанной цели служба экономической разведки работает в следующих направлениях.

1) Стратегическом:

2) Оперативно-тактическом:

То есть экономическая разведка преследует две взаимосвязанные цели: обеспечить быструю реакцию предприятия на изменения на рынке и гарантировать правильность принимаемых решений. Достижение этих целей, в свою очередь, повышает шансы предприятия успешно развиваться в высококонкурентной среде.

Конкурентная разведка: понятие и необходимость

Одной из составляющих частей экономической разведки является конкурентная. Как можно понять из названия, её цель – узнать как можно больше о деятельности предприятий, работающих в той же сфере деятельности. Многие ошибочно полагают, что экономическая разведка – явление негативное. Вероятно, из-за того, что воспринимают её не как стандартный процесс бизнес-деятельности, а как незаконный промышленный шпионаж.

На самом деле корпоративная разведка – это сбор и последующий анализ данных о работе конкурирующих фирм с обязательным соблюдением норм закона. Как известно, при промышленном шпионаже информация добывается нечестными путями (подкуп работников, кража документов, проникновение в базы предприятия-конкурента путём взлома). В процессе разведки, наоборот, вся информация получается из открытых источников.

Важность конкурентной разведки обосновывается следующими преимуществами:

По сути, конкурентная разведка работает «на опережение», то есть главная её функция – предупредить потенциальные риски, угрозы и опасности до момента их фактического наступления.

Средства добычи информации в ходе экономической и конкурентной разведки

Классическим примером успешной конкурентной разведки является операция японской компании JVС  против её главного конкурента – Sony. Когда последняя выпустила новую цифровую камеру, JVС разработала свой продукт. В нём были исправлены все недостатки, обнаруженные пользователями, купившими камеру от Sony. Для этого не понадобилось внедрять корпоративных шпионов и взламывать сервера конкурента. Сотрудники JVС просто купили новую камеру, разобрали её по винтику и выпустили улучшенную версию.

Уже упоминалось, что на современном отечественном рынке актуальной остаётся проблема отсутствия специалистов, умеющих эффективно собирать и анализировать данные. Конечно, этот недостаток постепенно устраняется путём повышения квалификации и обучения работников за границей, постоянного обмена опыта с иностранными коллегами.

В развитых странах в спектр средств добычи информации о состоянии рынка и работе конкурентов входят следующие.

Как видите, все вышеуказанные  источники открытые, при получении из них информации вы не нарушаете никаких норм закона или корпоративной этики.

В ходе сбора информации о рынке и конкурентах стоит периодически вспоминать заявление адмирала США Эллиса Захариаса: «Во время Второй мировой разведка военно-морского флота получила 95 % важных данных из открытых источников, 4 % – из наполовину официальных и только 1 % добыла из секретных источников».

Значит, и в бизнесе не стоит пренебрегать имеющимися возможностями, ведь войну с конкурентами  всегда можно выиграть и без преступных действий.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.