Руководитель любого бизнеса заинтересован в том, чтобы на него работали лучшие. Правда, некоторые неопытные управленцы во многом заблуждаются. Например, в том, где найти толкового специалиста или чего стоит ожидать от штатного работника, работающего за символическую зарплату. У некоторых работодателей даже видение идеального работника поражает: это некий робот – производительный, не знающий усталости, готовый работать за еду денно и нощно. Но есть и другая категория работодателей – знающие, что кадровые проблемы в бизнесе весьма распространены и пытающиеся их решить. Для них и предназначается эта статья.

6 главных кадровых проблем и способов их решения

Российский бизнес наиболее знаком со следующими проблемами, касающимися кадров, их поиска и работы.

  1. Дефицит квалифицированного персонала

Согласно исследованию кадровой компании «АНКОР», 75 % кадровиков жалуются на то, что потенциальные работники не имеют должного уровня квалификации. Причём касается эта проблема как молодых специалистов, так и людей с опытом работы.

В некоторых сферах (маркетинг, реклам и др.) большая часть получаемых резюме отсеивается ещё на первом этапе – люди подают их, даже не удосужившись прочитать или не восприняв серьёзность указанных в вакансии требований к знаниям и навыкам.

Варианты решения проблемы:

  1. Неудачный поиск работников и «плохие» HR

Работодатели, ищущие добросовестный и квалифицированный персонал, могут пойти двумя путями: искать работников самостоятельно через всевозможные биржи и объявления или передать эту функцию профессионалам. Последние именуются HR (от английского термина “Human resource”).  Скорее всего, бизнесмен не пожелает тратить своё время на поиск персонала и сразу пойдёт к «эйчарам».

Услуги солидных кадровых служб, которые действительно умеют находить толковых работников, обходятся дорого. Стандартное время поиска составляет недели и месяцы. Специалисты за это время обрабатывают множество анкет и резюме, проводят десятки собеседований, чтобы найти лучшего кандидата.

Если не повезёт или если жадность затмит бизнесмену разум, то он найдёт «плохих» HR-ов. Эти горе-профессионалы просто потратят его время и средства впустую, порекомендовав для занятия открытой должности откровенно «недалёких» людей.

Вариантом решения проблемы может стать подписание письменного договора с HR-агентствами, в котором фиксируются:

  1. Внутренние кадровые конфликты

Любому руководителю знакомы кадровые конфликты. Это широкое понятие обозначает все споры в организации, возникающие при участии работников. Эту проблему нельзя недооценивать – неправильно решённый или не устранённый вовремя конфликт может привести к упадку бизнеса «изнутри».

Вот несколько примеров кадровых конфликтов в организациях:

1) рабочий конфликт – один отдел или работник неправильно выполняет работу, из-за чего становится невозможной работа второго (из-за первичной        ошибки сорвалась поставка / невозможно взыскать задолженность);

2) межличностный конфликт – из-за личной ссоры работников испорчена атмосфера в коллективе, снижены показатели эффективности труда;

3) внутриличностный конфликт – внутренний конфликт, возникающий у конкретного работника по определённым причинам (например, начальство возлагает на него слишком большие обязанности и предъявляет завышенные требования, которым работник по объективным причинам не может соответствовать).

Общие последствия таких конфликтов – снижение эффективности труда, череда трудовых нарушений, увольнений и, конечно, убытки для бизнеса.

Варианты решения проблемы:

  1. Текучесть кадров

На многих предприятиях слишком часто меняются работники. И если частая смена кадров низшего звена не создаёт губительных последствий для бизнеса, то уход высококлассных специалистов  и, тем более, смена руководящего состава среднего и высшего звена может запросто довести компанию до банкротства. В высококонкурентных сферах бизнеса проблема усиливается ещё и тем, что хороших специалистов пытаются «переманить» компании-соперники.

Варианты решения проблемы:

  1. Избыточная рабочая сила и высокие расходы на штатный персонал

Противоположная предыдущей проблема, которая корнями уходит в СССР, где правительство ставило перед собой цель обеспечить работой всех граждан.  Сейчас она тоже актуальна, особенно на больших предприятиях. Из-за отсутствия у управленцев достаточных знаний по управлению персоналом, они нанимают слишком много людей, чьи функции пересекаются, а потому стремительно падает эффективность.

По сути, бизнесмены нанимают людей и даже создают целые отделы, без которых вполне могли бы обойтись, сэкономив солидные суммы, которые уходят на зарплату, налоги, страховку и др.

Варианты решения проблемы:

  1. Неэффективное управление персоналом

По данным аудиторского агентства PricewaterhouseCoopers, 73 % российских компаний считает, что в условиях экономического кризиса значительно возрастает  важность правильного подхода к управлению эффективностью работы сотрудников.

Грамотные бизнесмены, заинтересованные в развитии своей компании, всегда задаются вопросом, достаточно ли эффективно они управляют персоналом. Чаще всего ответ неутешительный. Управление персоналом – один из самых сложных процессов в бизнесе, поскольку касается не только сферы деятельности предприятия, но и работников, являющихся отдельными личностями.

Ошибок в  указанной сфере совершают много. Перечислению основных из них, анализу способов их решения посвящены сотни и даже тысячи книг. Например, в отечественных компаниях распространены следующие проблемы, связанные с неэффективным управлением персоналом:

1) отсутствие специалистов, имеющих опыт в создании правильных организационных структур в компаниях;

2)  отсутствие культуры планирования (финансовые и трудовые планы иногда напоминают утопические сказки);

3) неправильное управление системой мотивации персонала (часто сотрудник не видит связи между его заработком, личной эффективностью и деятельностью компании);

4) отсутствие системы контроля эффективности работы персонала.

Варианты решения проблемы:

Как видите, кадровых проблем довольно много, и бизнесменам рано или поздно придётся уделить им внимание. И не забывайте о том, что «если хотите иметь лучших сотрудников, вы должны быть лучшим начальником».

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.