Удар по сбыту

Удар по сбыту

Рассмотрим пример из жизни бизнеса в России. Это не случай из нашей практики, но случай фактически произошедший. Итак, «Москва. 22 мая 2010 года. INTERFAX.RU: “Роспотребнадзор приостанавливает продажу пяти видов кофе компании Nestle в 100-граммовых банках, в которых могут содержаться частицы стекла, – сообщил «Интерфаксу» в субботу глава ведомства Геннадий Онищенко».

Обычная новость, если не рассказать её историю. В конце 2009 – начале 2010 гг. в российских социальных сетях начала активно муссироваться тема отравлений, связанных с употреблением кофе из 100-граммовых баночек «Нестле». По словам авторов, в данных банках с кофе содержались частицы стекла. По мере развития тема обрастала всё новыми подробностями и ужасающими фактами. Масштаб бедствия, если оценивать его исключительно по социальным сетям, был близок к свиному гриппу. Далее тема начала обрастать ещё более интересными подробностями. В социальных сетях, блогах, на форумах и сайтах начали появляться фиктивные заявления отдельных государственных чиновников и просто известных лиц, требовавших или напрямую запрещавших употребление продуктов «Нестле». Здесь мы остановимся, чтобы уточнить наиболее интересные моменты. Во-первых, почему именно 100-граммовые баночки кофе? Очень просто. Согласно всем опросам и данным о продажах, этот вид товара является самым массовым и покупаемым у «Нестле». Во-вторых, почему частицы стекла? Человеку свойственно бояться. Страх за здоровье своё и своих близких, пожалуй, самый сильный. Частицы стекла в сознании потребителя рисуют самые удручающие картины проблем со здоровьем. В-третьих, почему первые публикации появились именно в социальных сетях? Потому что это территория свободного мнения! И информацию в них можно распространить достаточно быстро и бесплатно. Особенно если эта информация «горячая».

Что же произошло в итоге?

В результате целенаправленных информационных вбросов, содержащих негативные для «Нестле» информационные сущности, корпорация потеряла колоссальные деньги, вынуждена была отзывать партии товара из магазинов, ряд её продукции подвергся запрету к продаже на территории страны. А главное, корпорация потеряла доверие своих покупателей, и именно поэтому она вынуждена будет нести колоссальные затраты на восстановление своего доброго имиджа. Стоит отметить, что ни одной официальной проверки, по итогам которой были бы выявлены частицы стекла в кофе, публике представлено не было. Как не были представлены и реальные многочисленные пострадавшие. Именно этот случай можно, с определёнными оговорками, назвать общеизвестной первой широкомасштабной информационной войной в интернете, направленной против конкретного предприятия. Как показывает практика, такое использование информационных ресурсов – случай далеко не единственный и не уникальный по своей сути. Если вам интересно, мы с удовольствием расскажем о других примерах, в том числе положительных. 

Автор статьи – Игорь Бедеров (основатель проекта «Деловая Разведка | CABIS»)

 

Сообщите нам!

Ваше сообщение получено!