Постоянные изменения внешней среды оказывают непосредственное влияние на рынки, принципы работы компаний. Таким образом, система стратегического управления предприятием должна быть гибкой и неизменно эволюционировать.
Существует множество инструментов стратегического анализа. Прежде всего, необходима детальная информация о внешней среде (включая сами рынки, конкурентов, поставщиков) и о самой компании (её продукты или услуги, бизнес-процессы, менеджмент, ресурсы).
Мы рекомендуем разработку стратегии развития предприятия в следующих случаях.
- Когда внедрённая стратегия развития предприятия уже не подходит , компания перешагивает точку безубыточности.
- Решать проблемы в компании стараются с помощью оптимизации организационной структуры, кадрового подбора, обучения персонала.
- В данный момент стратегия не определена вовсе. В таком случае рано или поздно придётся принимать решение о разработке стратегии организации.
- Рыночная ситуация резко изменилась – появляется более конкурентоспособная продукция, на рынок выходит сильный игрок. В данной ситуации формирование стратегии компании необходимо осуществлять с начальной точки.
- Собственные возможности того или иного предприятия резко изменились (или изменяются постепенно, но стремительно) – была ограничена деятельность (разделение предприятия – для современного российского рынка характерен расход партнёров-учредителей) или же она была расширена (появление новых источников финансирования), направления бизнеса были диверсифицированы.
- Компания претерпела изменения, обновления.
Разработка стратегии развития предприятия – это процедура формирования желаемого состояния организации.
Задачи по разработке стратегии бизнеса
- Выделение наиболее эффективных направлений бизнеса (приобретение новых, вероятное усиление уже существующих на рынке позиций, избавление от наименее эффективных видов деятельности).
- Анализ перспективы управления направлениями бизнеса.
- Оптимизация направления бизнеса для достижения некоторых конкурентных преимуществ (существует для полноценного рассмотрения синергетического эффекта, его возможностей).
- Определение инвестиционных приоритетов, распределение и выделение ресурсов компании по бизнес-направлениям (большее количество ресурсов предполагается отнести к наиболее привлекательным и перспективным направлениям).
- Полный анализ и контроль, а также объединение основных стратегических подходов, частных и общих действий компании по всем её структурным подразделениям.
Разработка бизнес-стратегии состоит из нескольких этапов.
- Определение цели (целей) собственников, высшего руководства компании.
- Определение рынка (рынков), его границ, в рамках которых будет реализовываться проект.
- Поиск и выявление приоритетных видов бизнеса и предпринимательства в рамках сферы деятельности, принятой предприятием.
- Анализ рыночной ситуации: всего рынка и каждого отдельного его сегмента, составление прогнозов его развития.
- Формирование нового бизнес-портфеля компании из набора потенциально интересных направлений.
- Определение (перераспределение) ролей корпоративного центра, степени самостоятельности сегментов, отдельных единиц бизнеса (различных структурных подразделений предприятия, ответственных за развитие какого-либо конкретного бизнес-направления), вошедших в бизнес-портфель компании.
- Разработка стратегии компании, включая разработку финансовой стратегии как одну из наиболее ценных составляющих.
Good Life Consulting осуществляет сопровождение проектов по разработке стратегии с использованием собственных инновационных методик.